МОУ "ЦО №1"
г. Ясногорск Тульской области
  • 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЯХ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРИЗНАКОВ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    Автор: Пичугина Е.Г.
    Суицидальное поведение включает различные формы активности: от устных заявлений о намерениях и рассуждений на данную тему до неоднократных попыток, в том числе с летальным исходом.
    Родителям.

    РЕКОМЕНДАЦИИ
    ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    В СЛУЧАЯХ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРИЗНАКОВ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
    (одобрены методическим советом комиссии по делам
    несовершеннолетних и защите их прав Тульской области, актуализированы
    в январе 2022 года)
    Суицидальное поведение включает различные формы активности: от устных
    заявлений о намерениях и рассуждений на данную тему до неоднократных
    попыток, в том числе с летальным исходом.
    Раннему выявлению подростков с эмоционально-поведенческими
    нарушениями и суицидальным риском способствует навык наблюдения
    взрослых, находящихся рядом с ними. Дети и подростки, находящиеся в
    кризисной ситуации, меняются: изменяется эмоциональная составляющая,
    поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями,
    интересы и др.
    В целях профилактики кризисных ситуаций и суицидальных попыток для их
    разрешения рекомендуется особенно пристальное внимание уделять
    появлению в поведении подростка следующих особенностях психо-
    эмоционального состояния.
    МАРКЕРЫ РИСКА В ПОВЕДЕНИИ И ВНЕШНЕМ ВИДЕ РЕБЕНКА.
    Следует обратить внимание на поведение и внешний вид подростка:
    - капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания,
    слезливость;
    - приведение в особенный порядок своей комнаты, своих личных вещей;
    раздача некоторых вещей товарищам, окончательное выяснение отношений;
    - тайные приготовления к чему-то, объяснить которые подросток отказывается
    или объясняет неубедительно;
    - длительное состояние внутренней сосредоточенности, которое раньше не
    было для подростка характерным, отсутствие желания общаться с кем-либо;
    - проведение длительного времени за компьютером, отгороженность от
    семейной и школьной жизни, нахождение и пребывание на сайтах особого
    содержания (самоубийства, неформальные молодежные объединения и т.п.);
    - смена настроения (подавленность или оживленность) в несоответствующей
    ситуации;
    - изменение аппетита (избирательность, отказ от еды/чрезмерное
    потребление пищи);
    - нарушение сна (трудность засыпания, частые пробуждения, ранние
    просыпания, чувство усталости и разбитости после сна и т.п.);
    - конфликтность/обидчивость при контактах со сверстниками и взрослыми
    (школа, семья);
    - часто повторяющиеся попытки убежать из дома;
    - потеря интереса, проявление равнодушия к той деятельности, которой
    ребенок до определенного периода был сильно увлечен (чтение,
    компьютерные игры, спорт и т.п.);
    - резкие и немотивированные перепады настроения;
    - частые вспышки агрессии, беспричинная озлобленность, повышенный тон
    разговора;
    - болезненная реакция на ту или иную тему разговора;
    - отсутствие желания заботиться о собственной внешности и личной гигиене
    (внезапная, ранее не характерная неопрятность и т.п.);
    - двигательное возбуждение;
    - склонность к неоправданно рискованным поступкам;
    - неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти
    к благополучию окружающих;
    - немотивированная тревога;
    - немотивированный страх;
    - тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния,
    безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях
    вокруг;
    - оценка собственной жизни, пессимистическая оценка своего прошлого и
    нынешнего состояния, избирательное воспоминание о неприятных событиях
    прошлого, отсутствие перспектив в будущем;
    - активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с
    окружающими, поиски сочувствия) либо нелюдимость, стремление к
    длительному уединению;
    - самобичевание, сверхкритицизм и негативное отношение к себе, низкое
    самоуважение, низкая самооценка и ощущение никчемности собственного Я;
    - внезапное (без видимых причин) наступившее спокойствие,
    умиротворенное состояние после длительного состояния депрессии.
    Неожиданные изменения в состоянии и поведении подростка должны стать
    предметом внимательного наблюдения.
    МАРКЕРЫ РИСКА В РЕЧИ РЕБЕНКА.
    Следует обратить внимание на то, что проговаривает ребенок:
    - прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях (Хочу
    умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все
    это закончится!»);
    - словесные намеки на приближающуюся смерть («Потерпите, недолго вам
    осталось со мной мучиться!», «Вы еще пожалеете (он, она еще пожалеет, но
    будет уже поздно!» и т.п.);
    - жалобы на отсутствие смысла в жизни («Мне все надоело»; «Не хочу никого
    видеть»);
    - шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности
    жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»);
    - уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то
    случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!» и т.п.).
    - жалобы на дурные предчувствия («Я чувствую, что скоро умру» и т.п.);
    - жалобы на неразделенные чувства любви, дружбы; отверженность в семье
    или в среде сверстников;
    - самообвинения («Я ничтожество!», «Я ничего из себя не представляю» и т.п.);
    - повышенный, стабильный интерес к проблемам смерти, частые разговоры о
    смерти, интерес к загробной жизни, к похоронным ритуалам;
    - сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет
    сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел»
    и т.п.).
    МАРКЕРЫ РИСКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
    На что должны обратить внимание родители: изменения настроения,
    аппетита, нарушения сна ребенка, изменение отношения к своей внешности,
    стремление к длительному уединению, наличие поведенческих ритуалов
    (приведение в особенный порядок своей комнаты, своих личных вещей),
    интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка
    в сети Интернет и т.п.), проведение длительного времени за компьютером,
    нахождение и пребывание на сайтах особого содержания, отгороженность от
    семейной и школьной жизни, серьезные изменения в состоянии здоровья
    (частые головные боли, бессоница и др.), физические повреждения (порезы
    на руках и др.) и т.п.
    Действия родителей или иных законных представителей при выявлении
    особенностей психо-эмоционального состояния несовершеннолетнего
    1. Беседа с ребенком.
    Необходимо создать условия для спокойного разговора. Следует показать
    ребенку, он не останется без внимания родителей, и вы готовы помочь ему
    справиться с возникающими трудностями. Необходимо установить
    эмоциональный контакт и доверительное общение «сопереживающего
    партнерства»: «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»;
    «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай
    обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»; «Ты много
    значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об
    этом»; «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»;
    «Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом»;
    «Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это
    изменить».
    2. Оценка серьезности намерений и чувств ребенка.
    Если ребенок уже имеет конкретный план суицида, ситуация более острая,
    чем если эти планы расплывчаты и неопределенны. Оценить глубину
    эмоционального кризиса возможно с помощью специалистов.
    3. Установка последовательности событий, которые привели к трудной
    жизненной ситуации.
    Разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что подозрения не
    напрасны. Прояснить ситуацию и помочь ребенку проговорить мысли о
    смерти. Понять и разделить эмоциональное состояние ребенка. Выяснить,
    связанны ли мысли о смерти с детско-родительскими отношениями. Если
    «да», то с какими именно. На протяжении всего разговора с ребенком
    укреплять доверительные отношения.
    Расспросить ребенка о его намерениях совершить суицид. Выяснить, каким
    средством он намерен лишить себя жизни. Чем более подробно разработан
    план, тем выше вероятность его осуществления. Узнать о причине таких
    намерений. Проговорить, какие чувства ребенку трудно выносить, что он
    думает о суициде, помочь высказаться.
    4. Анализ ситуации.
    Проанализировать собранную в беседе информацию. Не следует
    воспринимать заявления ребенка о возможном суициде как шантаж. К любым
    словам подростка, касающимся данного вопроса, нужно относиться
    максимально внимательно. Оценить глубину эмоционального кризиса
    возможно с помощью специалистов.
    Обсудить с ребенком совместный план последовательных действий по
    преодолению трудной ситуации. При этом говорить как равный; а не как
    старший. Быть на его стороне, не принимать сторону людей, которые
    причиняют ему боль. Дать возможность ребенку найти свои собственные
    ответы, даже если знаете очевидное решение или выход.
    5. Посещение групповых занятий для повышения психолого-
    педагогической компетентности во взаимоотношениях с ребенком.
    Совместный с ребенком поиск внутренних личностных ресурсов в
    проживании трудной жизненной ситуации.
    6. Наблюдение за ребенком.
    Быть внимательными к любым изменениям в поведении ребенка. Установить
    тесный контакт с педагогами. При отрицательной динамики состояния
    ребенка, в случае вероятности выхода ситуации из-под контроля, убедить
    подростка обратиться за помощью к специалисту. При отказе со стороны
    подростка обратиться за специализированной помощью лично.
    7. Обращение за получением квалифицированной помощи к психологу и
    (или) к врачу (психотерапевту, психиатру).
    Телефон доверия Кризисного центра ГУЗ «Тульская областная
    психиатрическая больница №1 им. Н.П. Каменева» - 8-800-550-65-86

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie